Секс в средние века: традиции и обычаи

Фильмы о средневековье

Блуждающая матка

Одна из самых невероятных древнегреческих медицинских теорий, от которой наука долго не могла отделаться, — это идея о блуждающей матке. Гален не был ее фанатом, а вот древнегреческий медик Аретей свято в нее верил. Трудно представить, как подобную теорию вообще кто-то умудрился предложить, не говоря уже о том, как ее обсуждали в ученом сообществе и делились ею среди тех, кто оказывался достаточно любопытным, чтобы задавать вопросы. Дебатов по этому поводу хватало.

Ученые никак не могли прийти к согласию о том, остается ли матка всегда на одном месте, как другие органы, или же она подвижна и блуждает по женскому телу, собирая вредные вещества и порождая проблемы до тех пор, пока не вернется обратно в область таза. Только тогда у женщины начинались менструальные выделения, очищающие ее организм.

По мнению тогдашних медиков, никакие другие органы не «блуждали», так что матка была у них на особом счету. Предполагалось, что во время своих беспорядочных перемещений по телу она провоцирует многие болезни. Головная боль, например, может случиться от того, что матка застревает в голове. Одышка — это, безусловно, следствие ее застревания под ребрами. Ну, вы поняли принцип.

Так как же закрепить в нужном месте матку, которая месяц хаотично перемещается по телу, чтобы у женщины началась полезная менструация? Очень рада, что вы спросили. Отвечаю — с помощью секса. Благодаря сексу матка возвращается на положенное ей место. Так что секс просто необходим женщине для здоровья.

Ура!

Четыре телесные жидкости

Чрезвычайно популярная и прогрессивная школа четырех телесных жидкостей, доминировавшая в Средние века, тоже определяла женщин как существ похотливых, а то и вовсе сексуально ненасытных.

Тот же Гален из Пергама в своей гуморальной теории отстаивал идею, что аспекты физического здоровья человека связаны с четырьмя жидкостями и четырьмя свойствами; эта теория была чрезвычайно распространена в эпоху Средневековья.

Четыре телесные жидкости — это кровь, флегма (слизь), желтая или красная желчь и черная желчь; четыре свойства — это горячее, холодное, влажное и сухое. От их комбинации непосредственно зависело здоровье человека или наличие болезни, и лечение назначалось соответствующее. Гален считал, что женщины холодные, а мужчины горячие, и что необходимо предпринимать решительные действия, чтобы привести эти свойства в баланс.

Проверки в спальне

Лично мне особенно нравится, что эти дела не только дошли до суда, но и были тщательно задокументированы — с именами, датами и указанием, кто что когда говорил. Фома Чобхэм, субдекан в Солсбери, разработал метод для проверки мужа на импотенцию — инструмент, к которому стали регулярно прибегать в судебных разбирательствах подобного рода.

Начиналось все с физического осмотра гениталий мужчины, хотя кто его проводил, медик или представитель суда, неясно. Хочется надеяться, что медик. В перчатках. Критерии прохождения этого теста нам неизвестны — мы точно знаем только то, что для перехода на следующий этап его нужно было пройти обязательно.

Следующий этап заключался в том, чтобы непосредственно испытать мужа в спальне. Вот какие инструкции по поводу него дает Фома.

Вполне вероятно, что муж в таких обстоятельствах очень волновался — если, конечно, присутствие зрителей не входило в число его сексуальных предпочтений, — и что потерпеть фиаско мог даже самый храбрый и здоровый мужчина. Таким образом, проверка в спальне, как правило, была обречена на провал еще до начала.

Недобор с сексом

Но и это еще не все. Женщина, не получавшая физической любви в нужном объеме, подвергалась риску накопления внутри телесных жидкостей, что якобы приводило к некоторым видам безумия, судорогам, обморокам, удушению матки, истерии. По мнению медиков, для эмоционального и физического благополучия ей требовалось определенное количество правильных половых актов в разрешенные дни и в определенное время. А еще женщине был необходим регулярный секс, ибо если во время секса ее матка не находилась на положенном месте, с ее здоровьем могло случиться много неприятностей, чего, понятно, никто не хотел, ведь женщины считались проблемными и без дополнительных сложностей с блуждающим по всему телу органом.

Маргарита Маульташ, графиня Тирольская

В XIV и XV веках проходило довольно много судебных разбирательств, в которых женщины разводились с мужьями из-за неспособности последних выполнять супружеский долг. Одну из таких дам звали Маргарита Маульташ, она родилась в 1318 году в Австрии. Маргарита была графиней Тироля; в 1340 году она, разочаровавшись в браке, добилась развода с мужем Генрихом Богемским по причине его импотенции.

Маргарита обратилась в суд и выиграла дело; брак аннулировали, что позволило графине начать интимные отношения с другим мужчиной, нравившимся ей куда больше мужа. Да, Людовик Бранденбургский, мы говорим о тебе.

Согласитесь, это удобно — указываешь пальцем на не очень-то любимого мужа, и брак с ним аннулируется. Скажем, есть у женщины старый и некрасивый супруг, замуж за которого она вышла ради положения в обществе. Она могла обвинить его в пренебрежении ее здоровьем из-за неспособности удовлетворить ее в спальне, получить развод и, освободившись от прежних уз, вступить в связь с симпатичным, недавно овдовевшим хозяином соседнего поместья.

И все это, конечно же, исключительно ради здоровья.

Развод в Средние века считался делом серьезным и в светских, и в религиозных судах, так что, как понимаете, требовалось придумать что-то вроде теста, с помощью которого обвиненный в импотенции муж мог бы опровергнуть ложные нападки. В конце концов, речь шла о его имуществе, не говоря уже о репутации. Но главное, конечно, имущество. Было бы крайне несправедливо, если бы все сводилось к слову против слова, особенно учитывая тот факт, что женщине, затеявшей судебное разбирательство, обычно приходилось нелегко. Обвинительнице непременно следовало представить доказательства, согласны?

Избранные шедевры для сильных душевных переживаний

18 сентября премьерой триллера «Виновный» открывается 10-й фестиваль датского кино Danish Wave. Отмечаем это событие третьим выпуском рубрики «Кинокарта»: 11 проверенных временем фильмов – в дополнение к коллекции новинок из Дании.

Это не рейтинг, фильмы располагаются в хронологическом порядке. Соблюдается принцип «Один режиссер – одна работа» (не единым Ларсом фон Триером живо датское кино). Каждый пункт сопровождают очень короткие комментарии с акцентом на чувства, которые вызывает фильм: никакой холодности в датчанах нет и в помине.

1. «Ведьмы» (Häxan) Беньямина Кристенсена, 1922

Ужас, трепет, любопытство, отвращение, изумление

Сложносочиненное исследование феномена колдовства и общественной истерии, в средние века превратившейся в охоту на ведьм. Самая дорогостоящая скандинавская продукция своего времени, осуществленная датчанином Беньямином Кристенсеном совместно с Швецией. Проект, люто ненавидимый цензорами всех стран: оригинального двухчасового варианта, похоже, не сохранилось в природе.

2. «Слово» (Ordet) Карла-Теодора Дрейера, 1955

Волнение, потрясение, скорбь, воодушевление, ликование

Религиозная драма о чуде воскрешения, с которой титан Дрейер вернулся в Данию после трех десятков лет работы в других европейских кинематографиях.

3. «Голод» (Sult) Хеннинга Карлсена, 1966

Жалость, отчаяние, досада, вдохновение, удовлетворенность

Драма о творчестве, одержимости и нищете; по роману Кнута Гамсуна.

4. «Бей первым, Фреди!» (Slå først, Frede) Эрика Баллинга, 1965

Смех, умиление, азарт, экзальтация, умиротворение

Пародийная комедия о приключениях продавца дурацких игрушек, по ошибке принятого за супершпиона; «Бриллиантовая рука» в версии главного датского комедиографа Эрика Баллинга, автора франшизы о банде Ольсена (в которой так много фильмов, что, растерявшись, мы отдали предпочтение ранней работе Баллинга, у которой было только одно продолжение).

5. «Ларс Уле, 5-й класс» (Lars Ole, 5c) Нильса Мальмроса, 1973

Смятение, удовольствие, энтузиазм, безмятежность, благодарность

Импрессионистская хроника жизни маленького мальчика; дебют Нильса Мальмроса, почти каждая работа которого – часть интимной автобиографии (последний на сегодня фильм «Горе и радость» основан на самом душераздирающем её факте – убийстве грудного ребенка, совершенном душевнобольной женой Мальмроса).

6. «Пелле-завоеватель» (Pelle Erobreren) Билле Аугуста, 1987

Любование, увлеченность, спокойствие, печаль, радость

Густой, подробный основательный семейный эпос о шведских эмигрантах, в начале ХХ века обживающих негостеприимный остров Борнхольм. Первая «Золотая Пальмовая ветвь» в коллекции Билле Аугуста (вторую он получит в 1992-м, за «Благие намерения», став редким дважды победителем Каннского фестиваля – что почти курьез, учитывая скромнейшие достижения Аугуста на протяжении последних 25 лет).

7. «Ночное дежурство» (Nattevagten) Уле Борнедаля, 1994

Страх, смех, оторопь, напряжение, экстаз

Триллер про молодого санитара-любителя, девушку и серийного убийцу в морге. Новая работа Уле Борнедаля – музыкальный байопик – в программе Danish Wave. Тем временем, Уле собираетя взяться за «Ночное дежурство 2»; англоязычный ремейк он уже делал в 1997-м.

8. «Рассекая волны» (Breaking the Waves) Ларса фон Триера, 1996

Стыд, тревога, ажитация, восторг, эйфория

Трагедия о любви, Боге и жертвоприношении; самый совершенный фильм главного датского режиссера наших дней.

9. «Торжество» (Festen) Томаса Винтерберга, 1998

Смущение, нетерпение, ирония, гнев, экзальтация

Надрывная семейная драма; из фильмографии блистательно разнообразного Винтерберга («Всё о любви» «Дорогая Венди», «Субмарино», «Охота», «Курск») выбрана как первый фильм проекта «Догма 95».

10. «Бридженд» (Bridgend) Йеппе Рёнде, 2015

Тревога, озорство, испуг, нежность, надежда

Триллер об эпидемии подростковых самоубийств в маленьком шотландском городе (который выглядит вполне по-скандинавски); основан на реальных событиях; место действия не отменяет национальной принадлежности; как долго ждать следующего игрового фильма Рунде, так громко заявившего о себе дебютной работой, непонятно – на «Бридженд» он потратил 6 лет.

11. «Неоновый демон» (The Neon Demon) Николаса Виндинга Рефна, 2016

Любопытство, ярость, шок, драйв, эйфория

Сюрреалистический гламур-хоррор на Голливудских холмах; место действия – Лос-Анджелес, Калифорния – не отменяет национальной принадлежности фильма, гиперавторского высказывания самого галлюциногенного датского режиссера.

Холодные женщины

Холодность считалась виновником многих проблем женщин со здоровьем, в том числе плохого зрения, головных болей и сухости влагалища. То есть, согласно этой теории, традиционный отказ от секса из-за головной боли следовало лечить как раз сексом — кажется, современная медицина в какой-то мере признает обоснованность такого вывода.

Конечно, эндорфины, выбрасываемые во время полового акта, помогли бы избавиться от головной боли, но их полезное действие полностью нивелируется изначальным нежеланием женщины заниматься сексом.

Иронично: сегодня термин «фригидная» применительно к женщине имеет вполне определенный смысл — что та не желает секса и, грубо говоря, холодна, как айсберг, а в Средние века эпитет «холодная» означал, что она этого как раз жаждет.

Rate article